Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад
«Солнышко»
Рабочая программа воспитателя
первой группы раннего возраста (1-2 года)
Содержание
I. Базовая часть
Планируемые результаты освоения Программы
3
Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
4
Познавательное развитие
5
Речевое развитие
6
Художественно-эстетическое развитие
9
Физическое развитие
10
Список методической литературы
Нормативное сопровождение
13
2
Рабочая программа воспитателя первой группы раннего возраста (1-2 года)
ФИО воспитателей: Соколова Н.Н., Малова О.Н.
ФИО специалистов:
Музыкальный руководитель: Лебедева С.А.
Базовая часть ОП:
Планируемые результаты:
• ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками;
• ребенок проявляет интерес к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении;
• ребенок умеет группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию;
• ребенок способен обобщать, узнавать и стремится называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы);
• у ребенка сформированы элементарные представления: о самом себе – о своем имени; о внешнем виде; о своих действиях; о желаниях; о близких
людях; о пище; о блюдах; о ближайшем предметном окружении; о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребёнку, ситуациях
общественной жизни;
• ребенок умеет узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам,
замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними;
• ребенок понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимает речь взрослого и
выполняет его просьбы; выполняет несложные поручения;
• ребенок использует накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно; воспроизводит за взрослым отдельные слова и короткие фразы;
употребляет несложные для произношения слова и простые предложения;
• ребенок с удовольствием слушает чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением; договаривает
(заканчивать) слова и строчки знакомых песенок и стихов;
• ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения, игровые действия под музыку;
• ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование);
• ребенок начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет
движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
3
Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Задачи
Содержание
• создавать условия для благоприятной
адаптации ребёнка к ДОО;
• поддерживать пока еще непродолжительные
контакты со сверстниками, интерес к
сверстнику;
• формировать элементарные представления: о
себе, близких людях, ближайшем предметном
окружении;
• создавать условия для получения опыта
применения правил социального
взаимодействия.
• Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает
эмоциональный комфорт детей в группе; побуждает детей к действиям с
предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном
внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых.
Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты,
мимику.
• Педагог поощряет проявление ребёнком инициативы в общении со
взрослыми и сверстниками; хвалит ребёнка, вызывая радость, поддерживает
активность ребёнка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие
к нему.
• Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки,
стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребёнка интереса к
себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.
• Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности
формирует элементарные представления ребёнка о себе, своем имени,
внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним
признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном
окружении.
• Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта
социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя;
здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять
просьбу педагога).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям
России;
4
Познавательное
развитие
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде
и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,
умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком
опыта милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
1) поощрять целенаправленные моторные 1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
действия,
использование
наглядного педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает
действенного способа в решении практических интерес к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия
жизненных ситуаций, находить предмет по ребёнка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к общению
образцу или словесному указанию;
со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с
2)
формировать
стремление
детей
к предметами; создает условия для многократного повторения освоенных
подражанию действиям взрослых, понимать действий, вносит новые элементы в игры-манипуляции. Демонстрирует
обозначающие их слова;
разнообразные
действия
со
сборно-разборными
игрушками,
3) формировать умения ориентироваться в дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение,
ближайшем окружении;
добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с
4) развивать познавательный интерес к игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о
близким людям, к предметному окружению, сенсорных эталонах. Поддерживает владение предметом, как средством
природным объектам;
достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;
5) развивать умения узнавать объекты живой и • педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному
неживой природы ближайшего окружения, из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному
отличать их по наиболее ярким проявлениям и указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные
свойствам,
замечать
явления
природы, слова-названия, например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша»,
поддерживать стремления к взаимодействию с «огурчик», «яичко» и тому подобное. Развивает умение пользоваться
ними.
приемом наложения и приложения одного предмета к другому для
определения их равенства или неравенства по величине и тождественности
по цвету, форме;
• педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться
называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и
объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать
связи и различия между предметами и действиями с ними.
2)
Окружающий мир:
5
Речевое развитие
• педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе – о
своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих
действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о
желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама,
папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка
и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о
ближайшем предметном окружении (игрушках, их названиях, предметах
быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о
некоторых конкретных, близких ребёнку, ситуациях общественной жизни.
3) Природа:
• педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на
картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и
домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой
природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие
природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие
отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их
рассматривать, положительно реагировать.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию
народов России;
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:
• развитие понимания речи: расширять запас • развитие понимания речи: педагог расширяет запас понимаемых слов
понимаемых слов; закреплять умения понимать ребёнка за счет имени ребёнка, предметов обихода, названий животных;
слова, обозначающие части тела человека, активизирует в речи понимание слов, обозначающих предметы, действия
бытовые и игровые действия, признаки («ложись спать», «покатай»), признаки предметов; закрепляет умение
предметов; понимать простые по конструкции понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией;
фразы взрослого;
• развитие активной речи: педагог формирует у детей умения отвечать на
• развитие активной речи: продолжать простые вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»), повторять за педагогом и
формировать у детей умение произносить произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя), называть
6
несложные звукоподражания, простые слова; игрушки и действия с ними, использовать в речи фразы из 2-3 слов.
развивать речевое общение со взрослым;
стимулировать детей подражать речи взрослого
человека, повторять за взрослым и произносить
самостоятельно слова, обозначающие близких
ребёнку людей, знакомые предметы и игрушки,
некоторые действия; добиваться от детей
коротких фраз; воспитывать
у детей
потребность в общении;
•
привлекать
малышей
к
слушанию
произведений народного фольклора (потешки,
пестушки, песенки, сказки) с наглядным
сопровождением (игрушки для малышей,
книжки-игрушки,
книжки-картинки)
и
игровыми действиями с игрушками;
• реагировать улыбкой и движениями на
эмоциональные реакции малыша при чтении и
пропевании фольклорных текстов;
• побуждать к повторению за педагогом при
чтении слов стихотворного текста, песенок,
выполнению действий, о которых идет речь в
произведении;
• рассматривать вместе с педагогом и узнавать
изображенные в книжках- картинках предметы
и действия, о которых говорилось в
произведении;
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
• развитие понимания речи: закреплять умение • развитие понимания речи: педагог закрепляет умение детей понимать
понимать слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие предметы в поле зрения ребёнка (мебель, одежда),
некоторые действия, признаки, размер, цвет, действия и признаки предметов, размер, цвет, местоположение предметов;
местоположение; понимать речь взрослого и совершенствует умения детей понимать слова, обозначающие предметы,
выполнять его просьбы; выполнять несложные находить предметы по слову педагога, выполнять несложные поручения,
поручения;
включающие 2 действия (найди и принеси), отвечать на вопросы о названии
• развитие активной речи: побуждать детей предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними;
использовать накопленный запас слов по • развитие активной речи: педагог закрепляет умение детей называть
7
подражанию и самостоятельно, упражнять в
замене
звукоподражательных
слов
общеупотребительными;
способствовать
развитию диалогической речи, воспроизводить
за взрослым отдельные слова и короткие
фразы;
побуждать
детей
употреблять
несложные для произношения слова и простые
предложения;
• развивать умение слушать чтение взрослым
наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с
наглядным
сопровождением
(картинки,
игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
• развивать у детей умение эмоционально
откликаться на ритм и мелодичность пестушек,
песенок, потешек, сказок;
•
поддерживать
положительные
эмоциональные и избирательные реакции в
процессе чтения произведений фольклора и
коротких
литературных
художественных
произведений;
• формировать умение показывать и называть
предметы, объекты, изображенные в книжкахкартинках; показывая, называть совершаемые
персонажами действия;
•
воспринимать
вопросительные
и
восклицательные
интонации
поэтических
произведений;
• побуждать договаривать (заканчивать) слова
и строчки знакомых ребёнку песенок и стихов.
окружающих его людей, употреблять местоимения, называть предметы в
комнате и вне её, отдельные действия взрослых, свойства предметов
(маленький, большой); выражать словами свои просьбы, желания; педагог
активизирует речь детей, побуждает её использовать как средство общения
с окружающими, формирует умение включаться в диалог с помощью
доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов);
активизирует речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов
со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям
ситуации, формирует у детей умение осуществлять самостоятельные
предметные и игровые действия, подсказывать, как можно обозначить их
словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную
деятельность, развивает речевую активность ребёнка в процессе
отобразительной игры;
• в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся
транспортом педагог в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую
активность, дает развернутое речевое описание происходящего, того, что
ребёнок пока может выразить лишь в однословном высказывании.
• во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог
закрепляет у детей умение обозначать словом объекты и действия,
выполнять одноименные действия разными игрушками.
8
Художественноэстетическое
развитие
Примерный перечень художественной литературы.
• Малые формы фольклора. «Как у нашего кота...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Курочка», «Наши уточки с утра...»,
«Еду-еду к бабе, к деду...», «Большие ноги...», «Пальчик-мальчик...», «Петушок, петушок...», «Пошел кот под мосток...»,
«Радуга-дуга...».
• Русские народные сказки. «Козлятки и волк» (обраб. К.Д. Ушинского), «Колобок» (обраб. К.Д. Ушинского), «Золотое
яичко» (обраб. К.Д. Ушинского), «Маша и медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Репка» (обраб. К.Д. Ушинского), «Теремок»
(обраб. М.А. Булатова).
• Поэзия. Александрова З.Н. «Прятки», «Топотушки», Барто A.JI. «Бычок», «Мячик», «Слон», «Мишка», «Грузовик»,
«Лошадка», «Кораблик», «Самолет» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит», «Птичка», Берестов В.Д. «Курица с
цыплятами», Благинина Е.А. «Аленушка», Жуковский В.А. «Птичка», Ивенсен М.И. «Поглядите, зайка плачет», Клокова М.
«Мой конь», «Гоп-гоп», Лагздынь Г.Р. «Зайка, зайка, попляши!», Маршак С.Я. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла
«Детки в клетке»), Орлова А. «Пальчики-мальчики», Стрельникова К. «Кряк-кряк», Токмакова И.П. «Баиньки», Усачев А.
«Рукавичка».
• Проза. Александрова З.Н. «Хрюшка и Чушка», Б.Ф. «Маша и Миша», Пантелеев Л. «Как поросенок говорить научился»,
Сутеев В.Г. «Цыпленок и утенок», Чарушин Е.И. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»), Чуковский К.И.
«Цыпленок».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
1)
от 1 года до 1 года 6 месяцев:
• формировать у детей эмоциональный отклик • педагог приобщает детей к восприятию веселой и спокойной музыки.
на музыку (жестом, мимикой, подпеванием, Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру
движениями), желание слушать музыкальные музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка). Педагог
произведения;
содействует пониманию детьми содержания понравившейся песенки,
• создавать у детей радостное настроение при помогает подпевать (как могут, умеют). Формирует у детей умение
пении, движениях и игровых действиях под заканчивать петь вместе со взрослым. Педагог развивает у детей умение
музыку;
ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка,
притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в
ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение
руками - «фонарики»). В процессе игровых действий педагог развивает у
детей интерес и желание передавать движения, связанные с образом
(птичка, мишка, зайка).
2)
от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
9
Физическое
развитие
• развивать у детей способность слушать • педагог формирует у детей эмоциональное восприятие знакомого
художественный
текст
и
активно музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Формирует у
(эмоционально)
реагировать
на
его детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов
содержание;
(дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из
• обеспечивать возможности наблюдать за двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
процессом рисования, лепки взрослого, •
Педагог
поощряет
самостоятельную
активность
у
детей
вызывать к ним интерес;
(звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
• поощрять у детей желание рисовать красками, Продолжает развивать умение у детей двигаться под музыку в соответствии
карандашами, фломастерами, предоставляя с её характером, выполнять движения самостоятельно. Педагог развивает
возможность ритмично заполнять лист бумаги умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера её
яркими пятнами, мазками, линиями;
звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание,
• развивать у детей умение прислушиваться к кружение). Формирует у детей умение чувствовать характер музыки и
словам
песен
и
воспроизводить передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка
звукоподражания и простейшие интонации;
клюет).
• развивать у детей умение выполнять под • Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной,
музыку игровые и плясовые движения, пластилином. Педагог формирует у детей умение рисовать на больших
соответствующие словам песни и характеру цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен.
музыки.
Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и
внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой
деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
• создавать условия для последовательного Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия
становления первых основных движений для обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье,
10
(бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба)
в совместной деятельности педагога с
ребёнком;
• создавать условия для развития равновесия и
ориентировки в пространстве; поддерживать
желание выполнять физические упражнения в
паре с педагогом;
• привлекать к участию в играх-забавах,
игровых упражнениях, подвижных играх,
побуждать к самостоятельным действиям;
• укреплять здоровье ребёнка средствами
физического
воспитания,
способствовать
усвоению культурно-гигиенических навыков
для приобщения к здоровому образу жизни.
ходьба), развития координации при выполнении упражнений; побуждает к
самостоятельному выполнению движений; обеспечивает страховку для
сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создает эмоциональноположительный настрой, способствует формированию первых культурногигиенических навыков.
В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для
развития основных движений и выполнения общеразвивающих
упражнений.
1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и
строевые упражнения).
Основные движения:
• бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль; катание
мяча (диаметр 20-25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя;
• ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров;
подлезание под веревку, натянутую на высоте - 50 см; пролезание в обруч
(диаметр 50 см), перелезание через бревно (диаметр 15-20 см); лазанье по
лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 метра);
• ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;
• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по
ребристой доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-1520 см (ширина доски 25-30 см, длина 1,5-2 м) с поддержкой;
• подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору;
• перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик
высотой 5-15-18 см со страховкой.
Общеразвивающие упражнения:
• упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием
предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;
• в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание,
повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед
(положить кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на
высоте 40-45 см), сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой
педагога или у опоры.
2)
Подвижные игры: педагог организует и проводит игры-забавы,
игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному
участию и вызывая положительные эмоции.
11
Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления
двигательных навыков.
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает
осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме
пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по
мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться
личным полотенцем и так далее).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
12
Список методической литературы
1.
Галанов А.С. «Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет» - М: ТЦ Сфера,
2006.
2.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП
Лакоценин С. С., 2010
3.
Колдина Д.Н. Подвижные игры и упражнения 1-3 лет. – М.: Синтез2016
4.
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1 – 3 лет» – М: ТЦ
Сфера, 2016
5.
Печора К.Л. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» - М.: ГИЦ
Владос, 2003
6.
Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.:
Просвещение 1985
7.
Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - М.:
Астрель.АСТ, 2001
8.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду - М.: Мозаика- Синтез, 2017
Нормативное сопровождение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об
обязательных требованиях в Российской Федерации”»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания
обучающихся»
4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О
внесении изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)
13
14