Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе на тему:
«Огонь наш друг и враг»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Создать условия для формирования у детей осознанного и
ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с правилами поведения при пожаре.
Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров,
правилах пожарной безопасности и доступных средствах
пожаротушения.
Формировать понятие огня как друга и как врага для человека.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание,
мышление, речь.
Развивать умение вызывать пожарного по телефону.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают
нам в трудных ситуациях.
Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.
Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к
своему здоровью и безопасности в жизни.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной
литературы, двигательная.
Оборудование: презентация, карточки, атрибуты для СРИ.
Предварительная
работа:
рассматривание
иллюстраций,
чтение
художественных произведений, просмотры мультфильмов, видео сюжетов о
пожаре, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», конкурс детских
рисунков «Пожарная дружина».
ХОД НОД
В: Ребята послушайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не троньИскусает всю ладонь.
Дети: Огонь (слайд)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об огне.
В: Как вы думаете, огонь – наш друг или враг?
Д: Огонь может быть и другом, и врагом.
В: Конечно ребята огонь в первую очередь является нашим другом. Давайте
разберемся, когда огонь бывает добрым и полезным для нас?
Д: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду и др.
В: Огонь – давний друг человека. Наши давние предки знали немало
хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом,
«приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Жизнь древних людей во
многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они
разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали
для приготовления пищи. Он помогал им в борьбе со страшными хищниками,
отпугивая их от пещер и жилья. Но прошли годы, века, а огонь, как и в
древности, согревает нас, помогает людям готовить еду – и в квартире на
газовой плите, и деревенской печи, и походе на костре. Он обеспечивает
человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел.
Сила огня очень велика. Огонь заставляет работать машины, запускает ракеты,
космические корабли, при помощи огня в мартеновских печах варят сталь, из
которой делают трубы, станки, автомобили и самолеты. Он нужен в домах,
детских садах, школах, заводах, больницах. (слайды «Огонь наш друг»).
Без доброго огня
обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
и за то ему почет, что ребятам греет ужин,
режет сталь и хлеб печет.
(Е. Ильин)
В: Всегда ли огонь наш друг?
Д: Нет.
Д: Огонь может быть и нашим врагом, потому - что из-за него могут сгореть
вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.
В: Да, огонь бывает разный,
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый, огонь злой.
Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – ПОЖАР. При пожаре
сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – погибают люди, и конечно,
дети.
В: Почему возникают пожары?
Д:При не правильном обращении с огнем, при несоблюдении техники
безопасности и др.
В: Правильно, когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он
становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат
неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был
внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность. Вред огня
зависит от человека. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего
дракона. Тогда возникает беда. (слайды «Огонь наш враг»).
В: Как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время
пожаров?
Д: Пожарные. (слайд)
В: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Д: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким,
добрым.
В: На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Д: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах. (слайд) (Дети
рассказывают об оснащении и отличительных признаках машин)
В: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины.
Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими
огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают
им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
В: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Д: По номеру 01,101.
В: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Ответы детей.
В: Правильно пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер
телефона.
В: А чего нельзя делать, если случился пожар?
Д: Если случился пожар нельзя оставаться в квартире, комнате, прятаться под
кроватью, в шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т.д.
В: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют
сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Д: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т.д.
В: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?
Д: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.
В: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны мы с вами
знать?
Д: Чтобы не случился пожар детям нельзя:
брать в руки спички, зажигалку;
разжигать и оставлять без присмотра костер;
включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
не оставлять без присмотра включенный утюг или чайник;
не играть с бензином, керосином и др. жидкостями, которые могут
вспыхнуть.
В: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Вопрос ответ». Дети стоят в кругу,
воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы, дети отвечают.
Дым столбом поднялся вдруг кто не выключил (Утюг)
Дым увидел – не зевай и пожарных (Вызывай!)
Помнит каждый гражданин пожарный номер (Сто один)
Раз, два, три – четыре, у кого пожар … (в квартире)
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье … (над газом)
Знай и мальчик, и девчушка, это детям не игрушка (спички)
Кто проходит на помощь во время пожара? (пожарный)
Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней ... (огонь)
Поднимаясь выше дома, Всем пожарным так знакома? (пожарная
лестница)
Дети, помните о том, что нельзя шутить с. … (огнём)
Не оставайся в квартире с огнем, а выбирайся доступным (путем)
Если слаб огонь, скорей ты водой его (залей)
Если ли в доме случился пожар, можно спрятаться под диван?
(нет)
Чтоб не возник пожар лучше в спички (не играй)
В: Молодцы! А сейчас мы посмотрим презентацию, в которой мы узнаем
много интересного и познавательного.
(Просмотр презентации)
Итоги НОД: - Как называлась тема нашего занятия?
- Какие правилами поведения вы знаете при пожаре?
-Назовите причины возникновения пожаров.
- Как вызывать пожарного по телефону.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!
Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01!