1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение о прогулке воспитанников (далее - Положение)
регламентирует организацию прогулок в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» р.п.
Красные Баки (далее - ДОУ).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций", Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30
августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования", Устава ДОУ и других нормативных актов,
регламентирующих образовательный процесс в ДОУ.
1.3. Положение обсуждается и принимается на Педагогическом совете ДОУ и
утверждается приказом руководителя. Изменения и дополнения в настоящее
положение вносятся Педагогическим советом ДОУ и утверждаются приказом
руководителя.
2. Цели, задачи прогулок.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и
умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе
деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
способствовать повышению уровня физической подготовленности детей
дошкольного возраста;
оптимизировать двигательную активность детей;
способствовать познавательно – речевому, социально – личностному
развитию детей.
3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка
детского сада для проведения прогулок.
Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать
требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13
Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с игровым
оборудованием.
Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками
воспитателей, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере
загрязнения территории.
При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2х раз в день.
У входа в здание разрешается иметь решетки, коврики.
4. Требования безопасности при организации прогулок
на участке детского сада.
1. Перед приемом детей в ДОУ, воспитатель осматривает территорию участка на
предмет соответствия требованиям безопасности и заносит соответствующую
запись в журнал санитарного состояния территории.
2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем
воздухе принимает заведующий на основании определения погодных условий
(уличные термометры).
3. Перед выходом на прогулку воспитатель, должен следить, чтобы дети не
оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Когда
большая часть группы детей готова к прогулке, воспитатель выходит с этой
подгруппой на прогулочную площадку, оставив оставшихся под присмотром
помощника воспитателя. После готовности оставшейся подгруппы, помощник
воспитателя выводит детей на прогулочную площадку, сообщив воспитателю,
о том сколько детей пришло. Запрещается оставлять детей без присмотра на
прогулочном участке, в раздевалке, а так же отпускать детей одних от группы
до прогулочной площадки.
4. Выход на прогулку младших групп, находящихся на втором этаже,
осуществляют не менее двух сотрудников ДОУ. Помощник воспитателя
сопровождает воспитателя с детьми младших групп до прогулочной
площадки.
5. При необходимости посещения ребенком туалета во время прогулки,
воспитатель сообщает помощнику воспитателя, который сопровождает
воспитанника с площадки и обратно.
6. Воспитатель следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей
микроклимату и погодным условиям, в ситуации если одежда неисправна или
не соответствует погодным условиям, он сообщает об данном факте
заведующему и родителю (законному представителю). Совместно
принимается решение о сокращении времени прогулки или ее полной отмене.
7. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных
условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен
немедленно завести детей в помещение, доложив о данном заведующему.
8. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за
пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка
немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который
организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования,
полицию, родителей.
9. В процессе прогулки воспитатель должен обучать воспитанников навыкам
безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными
предметами.
10. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности
детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные
условия.
11. Запрещается:
Оставлять детей одних, без присмотра работников ДОУ;
Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы,
сломанные игрушки.
12. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно
возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь
медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При
необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
5.Требования к подготовке и возвращению с прогулки.
1.Подготовка и возвращение с прогулки.
1. Перед выходом на прогулку воспитатель организует с детьми проведение
гигиенических процедур: посещение туалетной комнаты. В туалетную комнату в
первую очередь приглашаются дети с низкими навыками самообслуживания.
2. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки:
- воспитатель выводит в раздевалку для одевания первую подгруппу детей, в
которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками
самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй
подгруппой и выводит детей в раздевалку;
- воспитатель обучает детей навыкам одевания, следит за качеством одевания
детей;
- в средней и старшей группе воспитатель выходит с первой подгруппой детей
на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы
и провожает детей на участок к воспитателю;
- в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного
возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего персонала ДОУ;
- в группе раннего и младшего возраста воспитатель с помощником из числа
персонала с первой подгруппой детей выходят на площадку, затем сотрудник
возвращается и с помощником воспитателя выходят на прогулку и передают
воспитанников воспитателю.
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со
второй подгруппой.
3. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего
порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты,
комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
4. В средней и старшей группе воспитатель находится с детьми в раздевалке:
помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду,
сложить одежду в шкафчик, прививает навыки самообслуживания. Раздевшись,
дети спокойно идут в туалет, группу и переходят под наблюдение помощника
воспитателя, который находится между туалетом и группой. После выхода из
раздевалки последнего ребенка, воспитатель выходит в туалетную комнату,
помощник воспитателя проходит в группу.
В младших группах воспитатель, помощник воспитателя и закрепленный
сотрудник помогает детям раздеваться, обучая навыкам самообслуживания.
Помощник воспитателя с первыми раздевшимися детьми проходит в туалетную
комнату для проведения гигиенических процедур, после завершения
гигиенических процедур первой подгруппой детей, выходит с ними в группу.
Воспитатель со следующей группой детей проходит в туалетную комнату и после
гигиенических процедур всех воспитанников выходит в группу. Закрепленный
сотрудник помогает раздеться оставшимся детям и уходит из раздевалки после
последнего ребенка, сообщив об этом воспитателю.
6. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо
организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.
2. Требования к одежде детей:
1. В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на
данный момент и не должны способствовать перегреванию или
переохлаждению детей
2. одежда ребенка должна находиться в исправном состоянии при обнаружении
неисправности воспитатель или помощник воспитателя сообщает о данном
факте заведующей и родителю (законному представителю) для принятия
дальнейшего решения.
6.Требования к содержанию прогулок на участке ДОУ.
1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
- наблюдение;
- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные
упражнения;
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
- трудовые поручения;
- самостоятельная деятельность детей.
2. Последовательность структурных компонентов прогулки может
варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети
находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности
и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести
подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было
физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения
или спокойной игры.
3. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 5 до 15 минут и
осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
4. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с
окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических
и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным
планированием в каждой возрастной группе.
5. Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за
объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений
воспитатель придумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу
наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к
наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной
задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной
деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование
детского опыта).
6. Организация детской активности:
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
1. Подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:
в младших группах – 3- 6 минут,
в средних – 10-15 минут,
в старших и подготовительных – 20-25 минут.
На вечерней прогулке:
в младших и средних группах – 5-10 минут,
в старших и подготовительных – 10 -15 минут.
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями
или в старшем дошкольном возрасте – спортивными играми, играми с
элементами соревнований.
Организация самостоятельной двигательной активности, характер и
продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов
детей;
- индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).
2. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на
воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались
и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель
продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные
метеоусловия.
3. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений.
Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью,
малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
4. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в
конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае
становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере
дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной
снижения аппетита.
5. Особенности организации двигательной активности в зимний период:
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети
дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей
умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры
большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда
дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить
игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший,
припевок, какого – либо текста.
7. Организация индивидуальной работы:
- в соответствии с календарным планирование воспитатель осуществляет
индивидуальную работу по познавательно – речевому, социально –
личностному, физическому развитию детей;
- с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и
оборудование.
8. Трудовые поручения:
- воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
- оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после
прогулки;
- уходу за растениями и т.д.
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый
выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности,
соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:
- обеспечить им полную безопасность,
- научить использовать пособия в соответствии с их предназначением,
-осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей
прогулки.
1. Требования к организации прогулок за пределами участка ДОУ.
1. Планирование прогулок за пределы участка планируются начиная с
младшей группы.
2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с
окружающим.
3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть
место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем
детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как
можно меньшее пересечение проезжей части и по возможности,
использование только регулированных переходов.
4. Руководитель ДОУ проводит целевой инструктаж по организации прогулок и
экскурсий за пределы участка детского сада со всеми работниками,
сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей,
отправляющихся на прогулку. Руководитель ДОУ издает приказ об
ответственности за охрану жизни и здоровья детей.
5. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество
взрослых. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут
следования и согласовывать его с руководителем ДОУ.
6. Если по каким – то причинам дети из группы остались в ДОУ, они по
указанию руководителя ДОУ находятся под присмотром определенного
работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и
здоровье детей.
7. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух
взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
8. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время
движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов
и игрушек.
9. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй –
позади. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок.
10. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке,
придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка
отсутствует, разрешается вести группу детей по левой стороне навстречу
движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только
в светлое время.
11. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре,
чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
12. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным
пешеходным переходам. При пересечении проезжей части на
нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует
остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие
должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными
флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что
их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход.
Сопровождающие покидают переход после последней пары детей.
13. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением.
14. По окончании прогулки, экскурсии, проверить количество воспитанников,
сообщить руководителю о возвращении.
9. Требования к продолжительности прогулки.
1.
2.
3.
4.
Режим длительности проведения прогулок на улице.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность
прогулки составляет 4 – 4,5 часа.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня
предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с
перерывами для приема пищи и сна.
Проведение прогулок в зимний период проводится согласно режиму для.
Длительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже и
скорости ветра более установленных в графике показателей,
соответствующих возрасту детей.
График показателей для сокращения или отмены прогулки
Группа
Температура воздуха
Сила ветра
ранняя и младшая
До - 20
Тихо
От - 15
от 15 м/с
До - 25
Тихо
От - 20
от 15 м/с
До - 25
Тихо
От - 20
от 15 м/с
Средняя
Старшая и
подготовительная
Примечание: Запретом для проведения прогулок является сила ветра
более 15 м/с
5. График определения погодных условий для установления возможности
отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ доводится до сведения
родителей на родительских собраниях.
6. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую
половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей
домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки,
ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение,
отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.
7. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется
режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила
ветра более 15 м/с. И температура воздуха ниже 20